суббота, 17 мая 2014 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Использование инновационных форм и методов, в частности Интернет-технологий, диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. В школьном образовании эта ниша в настоящее время используется мало, но, как показывает опыт, компьютер и Интернет могут стать одним из средств, позволяющих повысить мотивацию школьников к обучению и сделать образовательный процесс более эффективным.

Методика обучения школьников переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и рабочие программы, новые подходы к содержанию учебных дисциплин. Новые концепции образования и новые требования к результатам обучения и качеству знаний требуют новых подходов и новых методик преподавания.

В последнее время много говорится о тенденции снижения учебной мотивации школьников. В чем причины сложившейся ситуации и возможно ли ее изменить?
К сожалению, влияние телевидения, компьютера и Интернета, постоянно смещает мотивацию школьников от учёбы в область далёкую от неё. Различные исследования, посвященные изучению аудитории Рунета ("Глас Рунета"), показывают, что около 57% пользователей используют Интернет для поиска различной информации, примерно 18% – как средство развлечения, а 15% – как пространство общения. Наши ученики не являются исключением, и составляют довольно большýю (если не бόльшую) часть активных пользователей Интернет, который для них такая же объективная реальность, как, телевидение или сотовый телефон. Информационно-коммуникационные технологии занимают все более прочно место в нашей жизни, открывая большие возможности для развития человека и решения многих социальных, экономических и профессиональных проблем. Поэтому возникает необходимость создать для школьников интересную и полезную информационную среду, задействовав эти же самые ресурсы для учебной деятельности. Использование инновационных форм и методов, в частности Интернет-технологий, диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. В школьном образовании эта ниша в настоящее время используется мало и является очень перспективной. Как показывает опыт, компьютер и Интернет могут стать одним из средств, позволяющих повысить мотивацию школьников и сделать процесс обучения более эффективным.

На сегодняшний день в своей работе я использую следующие группы заданий, связанных с использованием компьютера и Интернета.
Задания, связанные с поиском информации и задания, требующие обязательной переработки полученной информации:
* электронные рефераты;
* электронные презентации;
* электронные пособия и учебники (как готовые, так и созданные самими учащимися с помощью языка гипертекстовой разметки html).

Задания, использующие сервисы Интернета для диалоговых форм работы:
* электронная почта, Mail.ru-агент, Skype, Dnevnik.ru, социальные сети позволяют оперативно отвечать на вопросы учеников и давать им консультации в любое время, что немаловажно при выполнении ими домашнего задания;
* образовательные сайты и блоги позволяют школьникам изучить материал, даже если они не могли присутствовать на уроке (например, блог технической поддержки http://23kabinet.blogspot.com/ и блог http://kapital-ka.blogspot.ru).

Задания, где Интернет используется как среда, требующая самостоятельного исследования. Новые виды учебных Интернет-ресурсов, такие как hotlist, multimedia scrapbook, treasure hunt, subject sampler помогают в организации поиска необходимой для выполнения заданий информации и стимулируют самостоятельную исследовательскую деятельность школьников. Данные методы широко применяются в обучении студентов иностранным языкам, но как показывает опыт, их можно эффективно использовать и на уроках экономики и предпринимательства в школе.
* Hotlist (список ссылок);
* multimedia scrapbook (мультимедийная коллекция: фотографии, аудио- и видеоклипы, графическая информация, которые можно использовать при выполнении задания и составлении отчета);
* treasure hunt (лист ссылок на различные сайты по изучаемой теме, с вопросами по содержанию сайта, с помощью которых направляется поисковая деятельность учащихся);
* subject sampler (ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет). В отличие от treasure hunt при выполнении задания необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу. Такой метод очень продуктивен в сочетании с технологией кейсов.

Задания, предполагающие совместное творчество в Интернете.
* Интернет-публикации;
* Интеллект-карты;
* Виртуальные доски;
* Wikispace–проекты;
* Webquest (например, созданный автором квест по основам предпринимательской деятельности «Школьный бизнес-класс» .

Задания, использующие виртуальные лаборатории, он-лайн тесты (например, виртуальная экономическая игра «Виртономика», он-лайн подготовка к ЕГЭ , образовательный портал «Решу ЕГЭ».

Задания, побуждающие учеников к самообразованию. На своих уроках я активно использую возможности дистанционного обучения, которые предлагает Интернет. За четыре года более 400 учащихся прошли различные курсы в Интернет Университете Информационных Технологий, 8 человек – в Виртуальной школе (г. Канск), 24 человека обучаются на курсах по экономике в Экономической Интернет школе НОЦ ИСЭРТ РАН (г. Вологда)
В 2013 году на базе образовательной среды MOODLE мною разработана электронная версия курса В.В. Высокова «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников», предназначенная для привлечения школьников и студентов к изучению основ предпринимательской деятельности. В настоящее время на курсе бесплатно обучаются более 2500 школьников из 100 населенных пунктов РФ и ближнего зарубежья (Казахстан, Азербайджан, Украина). Для обучения на данном курсе необходимо пройти стандартную процедуру регистрации на сайте  После создания учетной записи пользователь получает доступ в свой личный кабинет и может в любое удобное для него время пройти курс и получить электронный диплом.

Участие в дистанционных проектах, олимпиадах и конкурсах является итогом моей работы и дает возможность школьникам реализовать знания, приобретенные в результате реализации всей предыдущей системы заданий. Мои ученики активно принимают участие более чем в 30 дистанционных олимпиадах и конкурсах, некоторые из них представлены на моем блоге КАПИТАЛ-КА. В 2011 году мною предложена дистанционная версия городского конкурса «Грамотный потребитель» , в котором в течение двух лет принимают участие большинство школ города.
Применение выработанной мной системы заданий не только позволяет добиться высоких результатов, но и существенно повышает мотивацию к учению. Школьники видят результат своей деятельности и активно приобщаются к образовательной и созидательной среде, что позволяет им добиваться высоких результатов в различных олимпиадах и конкурсах, а также самоопределиться в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.


Литература.
1. Барсукова Н.В. Информационно-коммуникационные технологии и имитационное моделирование в обучении школьников: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2009.С. 26-28
2. Герасимова С.В. Интернет технологии в преподавании экономики и информатики. //Информационные технологии в образовании – 2011. Сборник научных трудов участников XI научно-практической конференции-выставки 31 октября – 2 ноября 2011 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2011. – С. 147-148.
3. Сысоев, П.В., Евстигнеева, М.Н. Использование новых учебных Интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) / Вестник ТГУ. 2008. Вып. 2 (58). С. 363-371.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Цитата дня

"Самое лучшее в профессии — это видеть, как ты меняешь учеников к лучшему. Не только их уровень знания языка или оценки, но и жизнь в ...